Здравствуйте
Несколько раз попадал в ситуацию когда частотный привод на старте жалуется на короткое замыкание. Это было с разными приводами и с семенсом, и с абб, и со шнайдером. При проверке электродвигателя мегаомметром на 1000 вольт в течение минуты, хоть между обмоток, хоть на корпус, мегаомметр показывает бесконечность. При этом двигатель со второй-третьей попытки может запуститься. Из-за этого тяжело убедить клиента в неисправности двигателя и если всё оставить на самотёк, то двигатель довольно скоро сгорает, иногда забирая с собой и частотник в том числе (набралась уже какая-никакая статистика).
Судя по всему изоляция обмоток ослабленная / рассохшаяся и на старте происходит пробой. Беглым поиском был найден прибор ИДВИ-05, который умеет диагностировать электродвигатели. Прибор был куплен и прошел боевое крещение. Прибор неплохой, но не всегда находит пробои, возможно из-за недостаточно высокого напряжения. Некоторые производители рекомендуют испытывать электродвигатели повышенным напряжением согласно:
U test=2*Un+1000V
И вот сам вопрос: кто-то знает/ использует такой метод? Какие методы проверки используете вы?
С уважением Николай.
Проверка электродвигателя
Re: Проверка электродвигателя
А какая мощность и какой частотник?
Re: Проверка электродвигателя
Двигатели 75-110 кВт, частотники Сименс g120x и ABB ACS580. На одной из машин взорвался ATV-930.
Проблема проявляет себя на старте. Когда двигатель стартовал то может работать часами.
Эта ситуация вводит в заблуждение, так как двигатель всё таки запускается и мегометр ничего не показывает.
При этом, если есть возможность сменить двигатель, то проблема решается, а если оставить на самотек - то двигатель через несколько неудачных стартов всё-таки прошивает и тогда его можно проверить мегометром и увидеть низкое сопротивление изоляции. Проблема в том, что иногда из-за этого пробивает igbt с разными спецэффектами. Ситуация редкая, но когда происходит, то сценарий тот же, пока было 5 случаев с большими двигателями и 3 с маленькими (0.25-4 кВт). Важно отметить, что везде не экранированные кабеля, длинна при этом бывает 10 метров, а бывает и 100+.
Склоняюсь к тому, что возможно есть какие-то перенапряжения, и они выше 1000 вольт, от чего и происходит пробой изоляции, а у мегометра на 1000 вольт, просто не хватает напряжения. Из-за этого и склоняюсь к проверке 2*Un+1000, но не могу найти внятных рекомендаций.
Проблема проявляет себя на старте. Когда двигатель стартовал то может работать часами.
Эта ситуация вводит в заблуждение, так как двигатель всё таки запускается и мегометр ничего не показывает.
При этом, если есть возможность сменить двигатель, то проблема решается, а если оставить на самотек - то двигатель через несколько неудачных стартов всё-таки прошивает и тогда его можно проверить мегометром и увидеть низкое сопротивление изоляции. Проблема в том, что иногда из-за этого пробивает igbt с разными спецэффектами. Ситуация редкая, но когда происходит, то сценарий тот же, пока было 5 случаев с большими двигателями и 3 с маленькими (0.25-4 кВт). Важно отметить, что везде не экранированные кабеля, длинна при этом бывает 10 метров, а бывает и 100+.
Склоняюсь к тому, что возможно есть какие-то перенапряжения, и они выше 1000 вольт, от чего и происходит пробой изоляции, а у мегометра на 1000 вольт, просто не хватает напряжения. Из-за этого и склоняюсь к проверке 2*Un+1000, но не могу найти внятных рекомендаций.
Re: Проверка электродвигателя
Условия среды какие? Пыль, влажность, химия присутствуют? G120X - для работы во влажных средах?
Думаю, для частотно-регулируемых приводов 1000 В для тестов маловато, да. Стандартные движки тестируются каким напряжением? Нет инфы?
Думаю, для частотно-регулируемых приводов 1000 В для тестов маловато, да. Стандартные движки тестируются каким напряжением? Нет инфы?
Re: Проверка электродвигателя
Во влажных условиях надо контролировать коэффициент абсорбции - это проверка сопротивления изоляции, чтобы оно не падало резко через минуту воздействия напряжением. В общем я вам ключевое слово дал, думайте.
Re: Проверка электродвигателя
Двигатель может испытывать перенапряжения до 900 В, а амплитуда ШИМ при этом составляет до sqrt(2)*900 = 1250 В. Но я думаю тест с помощью 1000 В достаточен, ибо 900 В ваш двигатель ПРИ ПУСКЕ не может принимать. 900 В - это возможно только при торможении. Вы уверены, что после почти удачного пуска у вас не случается экстренное торможение с гигантским ускорением со знаком минус?
Re: Проверка электродвигателя
Условия среды более-менее обычные. Влажность 50-60%, немного пыли, химии в тех конкретных случаях не было. Экстренного торможения нет, привод настроен на останов выбегом. Рекомендацию на 2*U+1000 видел в руководстве от грундфус для погружных насосов. Мои двигатели стоят на водных насосах, но двигатель развязан от насоса. В одной из ситуаций двигатель на 110 кВт стоял на протяжных валах. Когда разговаривал с поддержкой сименс, сказали что проблема известная на старых двигателях (vfd ready) и только хипот тест может выявить проблемы. Те кто занимается перемоткой моторов, тоже говорят что проблема известная... Но это всё слова, меня больше интересует как лучше продиагностировать и на какие документы / рекомендации сослаться в своих ответах, потому что словесные уверения, что по личному опыту нужно менять мотор, иногда бывают недостаточно убедительными.
Спасибо за ответы
Спасибо за ответы