Путеводитель по международным стандартам безопасности

Безопасность оборудования, функциональная безопасность, отказоустойчивая и отказобезопасная автоматика, электробезопасность, ОТиТБ, ПУЭ, ПОТ, ПБ

Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 04 ноя 2012, 17:52

http://forum.teko-com.ru/index.php?topic=55.0
Стандарты безопасности
В России, в отличие от европейских стран, при проектировании современных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), как правило, не используются современные технические средства и оборудование, прямое назначение которых — предотвращение несчастных случаев и обеспечение безопасности труда на производстве.
На европейских же предприятиях подобные вопросы безопасности стали актуальными более 30 лет назад. Поэтому на Западе разработали специальное законодательство о защитных технологиях. В принятых законах и нормативных актах предписывались организационные и технические требования по безопасности, предъявляемые к предприятиям, которые проектируют, производят и эксплуатируют промышленные машины и установки. Благодаря этому законодательству руководителям предприятий стало выгоднее вкладывать средства в специальное защитное механическое и электрическое оборудование, нежели платить огромные штрафы государству и пожизненные пенсии пострадавшим при несчастных случаях.
Тем не менее, в последнее время в России также стали уделять внимание вопросам безопасности на производстве, что нашло отражение в новых государственных стандартах и нормах по безопасности оборудования. Данные документы в основном являются точными копиями аналогичных европейских стандартов. Опираясь на новые ГОСТы, руководство отдельных российских предприятий, не дожидаясь ввода законов, которые в обязательном порядке регламентировали бы применение специальных защитных устройств, уже сейчас вкладывает средства в подобное оборудование, в результате чего уровень безопасности труда на данных производствах значительно повышается.
Одним из важнейших российских национальных стандартов по безопасности является вступивший в силу с 2005 года ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 «Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью».
Текст данного стандарта — это точная копия европейского стандарта EN954-1, который соответствует директиве по машиностроению для стран ЕЭС «89/655/EC».
Цель разработки стандарта EN954 — предоставить чёткую основу для проектирования и функционирования любого элемента системы управления машин и механизмов, связанного с обеспечением безопасности людей и оборудования. Данный стандарт имеет широкую область применения, он применим для предприятий машиностроительного, металлургического комплексов, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и любых других предприятий, имеющих оборудование с движущимися механическими частями, которые представляют опасность для человека. Основу безопасности согласно данному стандарту создают системы управления, которые закладываются в проектируемое оборудование с соблюдением нескольких правил:
1. Для обеспечения безопасности в машинах и установках применяются специальные устройства (датчики безопасности), при срабатывании которых формируется сигнал на отключение опасного механизма. Назначением датчиков безопасности является, во-первых, формирование сигнала экстренного отключения всех потенциально опасных механизмов установки при ручной активации датчика. К подобным датчикам относятся различные аварийные кнопки и выключатели.
Во-вторых, контроль опасной зоны или пространства на удалении от установки, а также непосредственно у самой установки. К устройствам данного типа относятся магнитные или концевые выключатели защитных дверей (ограждений), тросовые выключатели, контактные маты, оптоэлектронные средства защиты: световые барьеры и завесы, лазерные сканеры, различные блокирующие замки для контроля доступа.
Данная концепция системы безопасности обладает важной особенностью: при возникновении аварийной ситуации при срабатывании датчика блокируется только та часть установки, которая представляет опасность для человека. При этом работа остальных механизмов установки не нарушается и потерь времени на незапланированные остановки технологического процесса не происходит.
2. Согласно стандарту EN954-1 все элементы системы безопасности (датчик безопасности, сертифицированное устройство безопасности и исполнительное устройство) нормируются по пяти категориям безопасности (B1, 1, 2, 3, 4). Категория определяется инженером конструктором на стадии проектирования оборудования по специальной методике, основанной на оценке вероятности возникновения рисков опасной ситуации. Естественно, категория будет тем выше, чем большую угрозу для безопасности персонала представляет данная установка или машина. Например, система управления ленточным транспортёром, подающим щебень в бункер, обычно отвечает категории безопасности 2. Для данной системы для обеспечения безопасности используются аварийные кнопки и защитное ограждение. В качестве примера наивысшей категории 4 может служить система управления штамповочным прессом. Безопасность персонала в этом случае обеспечивается наличием световых завес - световых барьеров, расположенных в опасных зонах, специальных двуручных переключателей, которые оператор использует для управления установкой, а также аварийных кнопок для экстренного отключения оборудования.

http://reer.mega-sensor.ru/change-in-law/
Изменения в законодательстве
Конец 2009 года отмечен важными изменениями в международном законодательстве по охране труда в части, охватывающей безопасность оборудования.
Прежде всего, необходимо отметить вступление в силу в ноябре 2009 года нового стандарта EN ISO 13849-1:2006 «Безопасность машин. Элементы систем управления, связанные с обеспечением безопасности», пришедшего на смену EN 954-1:1996 и его версии ИСО - EN ISO 13849-1:1999. Версия EN ISO 13849-1:1999 легла в основу действующего ныне стандарта Российской Федерации ГОСТ ИСО 13849-1-2003.
Новый стандарт вносит существенные изменения в философию элементов систем управления и формирует новый исследовательский подход к безопасности оборудования. Проверенный временем детерминистский подход стандарта EN 954-1 дополняется вероятностным подходом.
Для устранения разногласий, исходящих из совместного использования стандартов EN 954-1:1996 (EN ISO 13849-1:1999) и EN ISO 13849-1:2006 вступление в силу EN ISO 13849-1:2006, принятого в 2006 году было отложено до конца 2009 года. В течении 3-летнего переходного периода производители могли применять положения нового стандарта в необязательном порядке, продолжая декларировать продукцию на соответствие по прежним правилам. В декабре 2009 года стандарт EN 954-1:1996 (EN ISO 13849-1:1999) утратил свою силу и вступил в силу EN ISO 13849-1:2006. С этого момента декларирование продукции должно производиться на соответствие новому стандарту. Значимость изменений конца 2009 года в области охраны труда в странах Европейского Союза усиливается вступлением в силу новой Директивы ЕЭС 2006/42/EC «Об оборудовании».
В чем преимущества нового вероятностного подхода к вопросу о безопасности оборудования? Теперь вернее будет сказать: «к вопросу о функциональной безопасности».
Парадигма функциональной безопасности обрела под собой основу благодаря появлению гармоничной системы стандартов и объединяющей функции EN ISO 13849-1:2006.
Гармонизированная система стандартов включает:
1) EN ISO 13849-1:2006 «Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с обеспечением безопасности»
2) IEC (МЭК) EN 62061:2005-10 «Безопасность оборудования. Функциональная безопасность электрических, электронных и программируемых электронных систем управления, связанных с безопасностью» (системы Е/Е/РЕ).
3) IEC EN 61508:2002-11 «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью» (системы Е/Е/РЕ, адаптирован в РФ - ГОСТ Р МЭК 61508):
Часть 1: «Основные требования»;
Часть 2: «Требования к электрическим, электронным, программируемым электронным системам, связанным с безопасностью»;
Часть 3: «Требования к программному обеспечению»;
Часть 4: «Термины и сокращения»;
Часть 5: «Примеры расчета уровня полноты безопасности»;
Часть 6: «Руководство по применению IEC 61508-2 и IEC 61508-2»;
Часть 7: «Детали применения процедур и измерений».
Теория вероятности в отношении элементов систем управления, связанных с безопасностью по любому из стандартов будет преобладать в будущем и действовать, не взирая на принятые решения, в противоположность стандарту EN 954-1, который ограничивается только структурным исследованием. При этом, EN ISO 13849-1:2006, являясь прямой заменой EN 954-1, переносит все основные положения устаревшего стандарта, связанные со структурным исследованием и определением категории риска.
Вероятностный подход, определяемый системой стандартов и устанавливающим стандартом EN ISO 13849-1:2006 дополняет детерминистский подход к вопросу о функциональной безопасности:

Детерминистский подход __Вероятностный подход
EN 954-1 ________________ IEC EN 62061, IEC EN 61508
Проверенный метод ______Новая концепция
Функции безопасности ____ Количественная оценка: надежность компонентов и уровень самодиагностики
Шкала рисков ___________ Общие случаи сбоев
Категория безопасности

Главной причиной перемен в сфере стандартизации по безопасности оборудования является технический прогресс, совершенствование электрических, электронных, программируемых устройств и, как следствие, эволюция систем управления и автоматизации. Возможности микропроцессорных, электронных, оптоэлектронных и лазерных устройств широко используются в развитии систем безопасности и расширении защитных функций, которые уже вышли далеко за пределы области, определенной устаревшим стандартом EN 954-1. Вероятностный подход закладывает метод исследования, учитывающий развитие систем управления в будущем.
Стандарт EN ISO 13849-1:2006 предлагает новую шкалу для оценки риска:
Изображение

1 - начальная точка оценки риска для элемента системы управления, связанного с обеспечением безопасности;
S - тяжесть травмирования:
S1 - легкая травма (как правило, обратимая);
S2 - серьезная травма (как правило, необратимая), включая летальный исход;
F - частота и (или) продолжительность подверженности опасности:
F1 - от редкой до очень частой и (или) короткая продолжительность;
F2 - от частой до непрерывной и (или) длительная продолжительность;
P - возможность избежания опасности:
P1 - возможно при определенных условиях;
P2 - почти невозможно.

Теперь результатом оценки будет не категория безопасности, как в стандарте EN 954-1, а уровень производительности - PL (performance level).
Уровень производительности обозначает способность элементов систем управления, связанных с обеспечением безопасности осуществлять предохранительные функции в той мере, в которой обеспечивается ожидаемое снижение риска как в количественном, так и качественном аспекте. Индивидуальные факторы риска, такие как тяжесть травмирования, частота и продолжительность подвержения риску остались без изменений (EN 954-1).
Всего уровней производительности, как и категорий, пять: PLa, PLb, PLc, PLd, PLe.
Соответствующий уровень производительности отражает остаточный риск, выраженный в вероятности опасного сбоя в течении часа - PFHd (probability of failure per hour, dangerous). См. рис.:
Изображение

(Для уровня производительности PLe вероятность опасного сбоя равна от 10-7 до 10-8.)

Новый подход, принимая во внимание остаточную вероятность, способен дать характеристику надежности технических систем, что раньше было недоступным с позиции детерминизма.
Выбранный уровень производительности позволяет установить связь как с категорией безопасности, определяемой по стандарту EN 954-1, так и c уровнем полноты безопасности SIL (safety integrity level), устанавливаемым стандартом IEC EN 61508.
В определении уровня производительности рассматривается каждая предохранительная функция, выбранная на основании оценки риска, исходящего от оборудования и проводится комплексный анализ всей цепи управления, включающей датчик, логическое устройство, актуатор (конечный элемент цепи, осуществляющий запуск привода).
В результате комбинации вероятностного и детерминистского подходов выводятся следующие аспекты (характеристики), связанные с PL (уровнем производительности):
1) Категория безопасности или Тип безопасности;
2) MTTFd (mean time to failure, dangerous) - среднее время до опасного сбоя;
3) DC (diagnostic coverage) - уровень диагностики;
4) CCF (common cause failure management) - так называемое управление общими сбоями.

http://www.9001.ru/library/?id=455
Опубликован новый стандарт ISO 12100:2010
В новом стандарте ISO 12100:2010 «Безопасность машин. Общие принципы конструирования. Оценка риска и снижение риска» устанавливаются рекомендации по выявлению рисков на этапе проектирования и тем самым предупреждению потенциальных аварий или несчастных случаев при эксплуатации механизмов. Процесс выявления рисков построен в виде логических шагов. В случае обнаружения рисков процесс повторяется до тех пор, пока механизм не будет признан безопасным для использования.
Новый стандарт ISO 12100:2010 заменяет стандарты ISO 12100–1:2003, ISO 12100–2:2003 и ISO 14121–1:2007. Он служит основой для разработки стандартов безопасности типов В (общая безопасность) и С (безопасность механизмов).
Стандарт разработан техническим комитетом ISO/TC 199 «Безопасность машин» совместно с такими организациями, как Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 04 ноя 2012, 18:01

Список всех стандартов по безопасности (состояние: осень 2011)
Безопасность - Перечень стандартов.doc
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 18 фев 2013, 19:34

У проектировщиков впервые столкнувшихся с международными стандартами функциональной безопасности возникает закономерный вопрос: "А что меняется?".
С точки зрения пользователя системы улучшаются условия труда и безопасность труда, снижается вероятность травм. Это все понятно.
С точки зрения проектировщика все гораздо интереснее, так как вместо однотипных решений "а мы здесь всегда ставили кнопку и реле" приходится думать, оценивать реальную ситуацию. Существуют машины, которые при первом (хотя и редком) отказе подсистемы безопасности наносят вред здоровью или приводят к летальному исходу, например, прессы и штампы. Эксплуатация таких машин крайне опасна. Ведущий стандарт безопасности машин - ГОСТ Р ИСО 13849-2003 - устанавливает конкретные критерии недопустимых отказов и предъявляет требования к свойствами и структуре подсистемы безопасности с целью обеспечения беспрецедентной безопасности при отказах (отказобезопасные системы). (При этом не следует путать отказобезопасные системы с отказоустойчивыми.) Вся работа по оценке недопустимости отказов и по обеспечению требований возлагается на проектировщика и лежит на его совести. Никаких универсальных решений стандарт не предоставляет: в каждом новом проекте нужно заново проводить оценку рисков и разрабатывать уникальную систему безопасности. Вторая часть стандарта - СТБ ИСО 13849-2 - определяет методику проверки соответствия отказобезопасности подсистемы безопасности требованиям первой части стандарта. Проверкой соответствия занимаются специализированные лицензированные/аккредитованные организации.
Для машин, у которых определена невысокая категория безопасности B и 1 (в терминологии ГОСТ Р ИСО 13849), решения безопасности могут применяться что называется "старые проверенные советские"...

Таким образом, деятельность проектировщика становится похожей на деятельность бухгалтера. "Проглядел ошибку - сел за решетку." Результаты работы проектировщика контролирует аккредитованная организация, которая дорожит своей репутацией - аналог аудиторской компании. Ну и "налоговая инспекция" в лице Ростехнадзора...

Пока в России это все в зачатии, но в некоторых организациях к этому относятся серьезно. К таким организациям относятся компании газо-нефтяной отрасли, а также, по моим сведениям, АвтоВАЗ, а также другие фирмы, спецификой которых является высокая опасность производства...
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение pure » 18 апр 2013, 09:08

Я так понял, что в основном стандарты регламентируют безопасность на этапе проектирования нового или модернизируемого оборудования. А что можно сказать по поводу безопасности давно эксплуатируемых систем? Существует ли опыт какой-то сертификации по новым требованиям для ненового оборудования?
pure
Профан
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 08:55

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 18 апр 2013, 13:44

А в чем собственно разница? Пытаетесь сертифицировать - не получается, нет соответствия стандартам. Тогда приходится модернизировать - это новый проект, новое изготовление, перетряхивание всего старого, неправильного. В итоге получается новый проект с относительно немалыми финансовыми и умственными затратами.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение pure » 18 апр 2013, 22:02

Михайло
Скажите, а есть ли литература по функциональной безопасности на русском помимо самих стандартов и книг Федорова Ю.Н.? Попытался найти в электронном виде Смита и Симпсона, но безуспешно. :dontknow:
pure
Профан
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 08:55

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 19 апр 2013, 03:39

Сам ищу на русском языке, нахожу только разрозненные обрывки...

Интересно, почему Вас интересует функциональная безопасность... Какая у Вас должность: инженер, менеджер? Кто собственно инициатор перехода на международные стандарты?
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 25 окт 2013, 04:48

Где искать новые международные и европейские стандарты безопасности?

Существует группа ISO/TC 199 - Safety of machinery, которая занимается разработкой новых стандартов безопасности машин и оборудования. Здесь на официальном сайте собраны все их свежие стандарты.

Актуальные стандарты по безопасности машин Международной электротехнической комиссии (МЭК) можно найти здесь. Код стандартов ICS: 13.110 Safety of machinery.

Европейскими стандартами EN занимается организация CENELEC, технический комитет CLC/TC44X занимается электротехническими аспектами безопасности машин (Safety Machinery - Electrotechnical aspects). Здесь все принятые стандарты.

P.S. Интересно прочитать бизнес-план технического комитета CLC/TC44X (за планирование отвечает стратегический отдел CLC/SR44).
Action plan
Action:
- To revise IEC 60204-1 by among other things updating the requirements e.g. for safety related cableless control systems. Currently at CD stage
- To merge IEC 62061 with ISO 13849-1. A new work item is currently under vote in IEC and ISO and if approved in both organizations will be progressed by a JWG under mode 5 co-operation. All work to be completed by 2016.
- To consider ways of promoting TC 44 standards to NCs and industry (including countries outside the IEC) through workshops, presentations at international conferences and machinery trade shows under the IEC logo, and the issue of promotional material in both hard copy and electronically. Consideration to be given to the needs of every country likely to be interested in harmonizing machinery applications. Ongoing.

План действий
Действия:
- Пересмотреть МЭК 60204-1 по множеству различных аспектов, в том числе по безопасности беспроводных систем управления. Сейчас на этапе черновика комитета (Comittee Draft).
- Объединить МЭК 62061 и ИСО 13849-1. Результаты труда в настоящее время обсуждаются в МЭК и ИСО и в случае принятия в обеих организациях будут развиваться объединенной рабочей группой (JWG) в "кооперационном режиме 5". Все работы должны быть закончены к 2016 году.
- Рассмотреть пути продвижения стандартов ТС 44 среди национальных комитетов и в промышленности (включая страны вне МЭК) посредством семинаров, презентаций на международных конференциях и продажах-показах оборудования под эгидой МЭК, выпускать промоматериалы в бумажном и в электронном виде. Рассмотрение должно учитывать востребованность каждой страны в гармонизированных практических применениях в оборудовании. В процессе.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 23 дек 2013, 18:14

Составил я тут заново список стандартов по безопасности, электробезопасности и смежным областям. Перечень значительно расширился, Россия сделала значительный прорыв за эти два года (синим подсвечены обновленные стандарты). Состояние: осень 2013.
Безопасность - Перечень стандартов (осень 2013).doc
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 24 дек 2013, 03:59

Все актуальные ГОСТы (только описание и реквизиты!) находятся здесь: ФГУП "Стандартинформ"
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Путеводитель по международным стандартам безопасности

Сообщение Михайло » 10 янв 2014, 04:36

Значительно расширил перечень стандартов:
- много стандартов безопасности типа С (специальные стандарты),
- стандарты по эргономике,
- стандарты из серии ССБТ (ГОСТ 12.хх.ххх-хх), которые включены техрегламент Таможенного союза ТР ТС 010-2011 "О безопасности машин и оборудования".

Также теперь можно отследить историю развития каждого стандарта. Все стандарты актуализированы. Таблица по стандартам типа С осталась по-прежнему не до конца заполненной. Дело времени. ;)

Синим цветом помечены стандарты появившиеся с 2010 года.
Безопасность - Перечень стандартов (2014-01).doc
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3412
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16


Вернуться в БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2