Кнопки аварийной остановки

Безопасность оборудования, функциональная безопасность, отказоустойчивая и отказобезопасная автоматика, электробезопасность, ОТиТБ, ПУЭ, ПОТ, ПБ

Кнопки аварийной остановки

Сообщение Drahtor » 09 июл 2015, 15:08

Итак, необходимость кнопок аварийных остановок никто не оспаривает, однако нельзя исключать человеческий фактор, а именно, случайное нажатие на "грибок" без необходимости. Непреднамеренный останов линии при этом несет огромные убытки. Исходя из этого у руководства возникают вопросы типа " а нельзя ли убрать/перенести/закрыть эту кнопку?", да и сами операторы линий придумывают всевозможные способы соорудить небольшое ограждение для нее. Предложения убрать кнопку отметаются сразу, ссылаясь на стандарты и правила, которые уже упоминались в этом разделе форума, а вот остальные два заставляют задуматься. Хочется спросить вот что:
- производитель оборудования установил аварийные кнопки видимо тоже руководствуясь некоторыми стандартами, а разрешено ли переносить их самостоятельно?
- есть аварийные кнопки с кожухами ( у Emas или Simensa - http://siemens71.ru/new/?fn=10048414&art=3SB3801-2DF3 (не сочтите за рекламу)), а также отдельные кожухи для кнопок - http://www.ifm.com/products/ru/ds/E7004S.htm. Разрешено ли их использование? Вроде как п. 10.8.2 ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов" говорит, что
- 10.8.2. Типы устройств аварийного отключения
Устройства аварийного отключения могут представлять собой:
- кнопочный выключатель с толкателем в форме грибка или ладонной клавиши;........
.......... Кнопочные выключатели допускается размещать в разрушаемой стеклянной оболочке.
Drahtor
Дилетант
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 01 июл 2013, 13:42

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 09 июл 2015, 16:30

Кнопка для аварийного отключения - это не одно и то же, что и кнопка аварийного останова. Так что забудьте про прозрачную крышку.

Перенос кнопки возможен, если риски, связанные с нею, не выходят за рамки допустимого. Это заумная фраза означает одно - все зависит от здравого смысла, исходя из конкретной ситуации. Кажется, что требование немного размыто и позволяет делать с кнопками все, что угодно. Однако это не так.

Выберите новое место и обязательно проанализируйте процесс обнаружения опасности и процесс нажатия кнопки.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Drahtor » 09 июл 2015, 20:48

Михайло писал(а):Кнопка для аварийного отключения - это не одно и то же, что и кнопка аварийного останова. Так что забудьте про прозрачную крышку.


Я правильно понимаю, что аварийное отключение - это, например, когда через грибок запитан расцепитель вводного автомата?

Михайло писал(а):Перенос кнопки возможен, если риски, связанные с нею, не выходят за рамки допустимого. Это заумная фраза означает одно - все зависит от здравого смысла, исходя из конкретной ситуации. Кажется, что требование немного размыто и позволяет делать с кнопками все, что угодно. Однако это не так.

Выберите новое место и обязательно проанализируйте процесс обнаружения опасности и процесс нажатия кнопки.



А кто на предприятии должен оценивать эти самые риски и, соответственно, нести в дальнейшем за это ответственность?
И потом, где-то я читал (правда уже не помню где), что демонтаж/перенос защитных ограждений, концевиков, кнопок может быть выполнен только с письменного распоряжения главного инженера.

И что можно сказать про кожух над аварийной кнопкой?
Drahtor
Дилетант
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 01 июл 2013, 13:42

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 10 июл 2015, 05:07

Drahtor писал(а):А кто на предприятии должен оценивать эти самые риски и, соответственно, нести в дальнейшем за это ответственность?

Оценку рисков делает разработчик системы, ну то есть этим должны заниматься проектировщики. Если что, то пусть лучше ответственность главный инженер на себя возьмет. :) Должен быть чертеж, по которому будет произведено изменение. Чтобы не было так, что охрана труда обнаружила кустарные изменения, сделанные на коленке.

Drahtor писал(а):И что можно сказать про кожух над аварийной кнопкой?

То же самое: если оценка рисков допускает.

Вам сильно быстро кнопку нажимать нужно? Что за технологический процесс?
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Drahtor » 10 июл 2015, 07:51

В основном - конвейеры, их скорость от 2 до 30м/мин.
То есть перенос и закрытие кнопок - всегда на свой страх и риск..
А где прописано, что надо провести оценку рисков? В "Безопасности машин..."? Представьте ситуацию: подходит к электрику его начальник (будем считать его больше мененджером, а не технарем) и говорит: "Убери/перенеси/закрой кнопку". Электрик же, к слову, грамотен и знает, что это может за собой повлечь и на кого в итоге переведут стрелки, но и не выполнить поручение вроде не имеет права. Как в такой ситуации выкрутиться? На что сослаться?
Drahtor
Дилетант
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 01 июл 2013, 13:42

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 10 июл 2015, 16:20

Он должен потребовать проект переноса кнопки, ну то есть чертеж, на котором четко показано, куда перенести. В дальнейшем это будет документ, который снимет с него все обвинения.
Менеджер должен покумекать и вспомнить, что есть конструкторский отдел... А там еще более грамотные - инженеры...
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Andrey.wys » 28 ноя 2017, 15:53

Подрядчик, который разрабатывает документацию, подключил аварийные кнопки 1NC к обычным входам контроллера. Я от них требую, чтобы подключили 1NC+1NO к F-safety блокам. Есть ли какой-нибудь документ, где это регламентируется?
Andrey.wys
Любитель
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 10 янв 2016, 00:35

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 28 ноя 2017, 16:03

Опишите техпроцесс. Что именно останавливают "грибки"?
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Andrey.wys » 28 ноя 2017, 16:29

Аварийные кнопки на линии производства пеллет. Останов транспортеров, движущихся механизмов, прессов. Установлены по линии и в операторской.
Andrey.wys
Любитель
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 10 янв 2016, 00:35

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 28 ноя 2017, 16:36

Полностью автоматизированное производство или люди там постоянно присутствуют?
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Andrey.wys » 28 ноя 2017, 16:37

Люди управляют только удаленно из операторской.
Andrey.wys
Любитель
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 10 янв 2016, 00:35

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 28 ноя 2017, 16:55

Тогда спорный вопрос. Можете потребовать документ "Обоснование безопасности" (ОБ) по ГОСТ. Проследите, чтобы была обоснована безопасность не только при эксплуатации, но и при обслуживании и при наладочных работах.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Ka3ax » 29 ноя 2017, 01:20

в России оценку рисков делают?
Если да, запросите этот документ. Полагаю, там аварийный останов вписан. Если он вписан, о согласно ему
и устройства безопасности быть обязаны. HAZOP проводили?
Вы сами можете оценку риска произвести и на его основе запросить существующий, там просто
может произойти-да (на вернх по линимя) нет (вниз)..
если смерть человека может последовать, то от SIL2 до SIL3
Потеря глаза, руки SIL2... это так грубо.

Не обязательно модули F если их нет, реле безопасности или системы безопасности (MSS 3RKR), последняя мне нравится и я ее сюда приписал )). А если они в наличии, то просто логично их использовать.
или обычные реле от Pilz или что там еще у вас. обычные не программируемые устройства дают SIL3, программируемые не выше SIL2(обычное исполнение не редунантное). но если 10 штук в цепи стоит, от получим SIl 2- Нужно считать.
Но к обычный контролер не "имеет право" выступать в роли аварийной системы.
еще можно зацепиться за время отключения, остановки.
по аварийному стопу 200 мсек, по останову не скажу, как регламентируется.
И еще, если подключить чего то, через чего то, не будет означать,ч то получите нужное устройство безопасности.
сложить оценки отказов устройств включенных в цепь безопасности последовательно и перемножить у редунантных, включенных последовательно
Supervision of erection
Аватара пользователя
Ka3ax
Специалист
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 10:09

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Ka3ax » 29 ноя 2017, 01:23

>Люди управляют только удаленно из операторской.
двери в помещении имеются?
Да
посторонний зайти может
да
скорей всего световых барьеров нет, спецзамков и прочее, раз на останове сэкономили.
вот вам один момент упущенный, трахните за него, если за кнопку не получается ))
Supervision of erection
Аватара пользователя
Ka3ax
Специалист
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 10:09

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Andrey.wys » 29 ноя 2017, 01:33

Оценку рисков они вряд ли будут делать. Я, если честно, этого документа ни разу не видел. Замки на оборудовании присутствуют и подключены в f-safety. Почему аварийные кнопки подключены к обычным входам - загадка. Вот и хотелось поинтересоваться, может существует какой-либо документ, который регламентирует подключение кнопок аварийного останова именно к модулям безопасности, где хотя бы контролируется обрыв и КЗ.
Andrey.wys
Любитель
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 10 янв 2016, 00:35

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Ka3ax » 29 ноя 2017, 02:12

обрыв цепи, кабель обязан контролироваться, а если F модуль, включить в цепь с обычными элементами, то его уровень SIL снизится, как правило.Нужно частоту опасных отказов складывать, множить. я выше написал
чем меньше тем лучше.
гост 61508, 61511. Это перевод IEC норма, у вас MЭК.
Вы правы, вопрос в том, кто зицпредседатель?

1NC достаточно. это минимум. остальное нужно смотреть по месту. а вдруг у вас система безопасности с голосованием?
Supervision of erection
Аватара пользователя
Ka3ax
Специалист
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 10:09

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Ka3ax » 29 ноя 2017, 02:28

>где хотя бы контролируется обрыв и КЗ.

обычное безопасное реле.
можно 2 провода, можно 4, а можно еще больше завязать. не обязательно модуль, реле дешевле.
а контроллер уж информировать обычным сигналом.
возможно кнопка у вас двойная, тройная кнопки. один, одни контакты на цепь безопасности, и один сигнальный контакт кнопки к контроллеру. и я бы взял НЗ, так как только НЗ мониторит срабатывание кнопки и обрыв кабеля.
Не обязательно контроль кнопки контролеру отдавать и заставлять его переводить все в безопасное состояние.

схему нужно смотреть.
Supervision of erection
Аватара пользователя
Ka3ax
Специалист
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 10:09

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Михайло » 29 ноя 2017, 04:12

Andrey.wys писал(а):Вот и хотелось поинтересоваться, может существует какой-либо документ, который регламентирует подключение кнопок аварийного останова именно к модулям безопасности, где хотя бы контролируется обрыв и КЗ.

Нет универсального решения. Вся международная система стандартов безопасности машин перекладывает этот вопрос на разработчика машины, то есть на Ваших подрядчиков. Подрядчик должен произвести анализ рисков и обосновать текущее техническое решение. В ряде случаев подключение 1NC-контакта к контроллеру допустимо, в ряде случаев "грибок" вообще не нужен.
Михайло
Администратор
 
Сообщения: 3453
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 19:16

Re: Кнопки аварийной остановки

Сообщение Ka3ax » 29 ноя 2017, 04:44

>Подрядчик должен произвести анализ рисков
подискутирую, так как проекта не видать.
сами могут делать и hazop и оценку риска, ведь сами лучше представлят опасность
которая может возникнуть. в данном случае подрядчика, как исполнителя вижу.
сами же и безопасные отказы должны прикинуть, простои, потери.
подрядчику это прохладно.
Supervision of erection
Аватара пользователя
Ka3ax
Специалист
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 10:09


Вернуться в БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1